В свете того, что произошло сегодняшней ночью в игре против Оттавы (после грубой ошибки Никиты Кучерова во втором периоде, приведшим к голу Энтони Дюклера, который сделал счёт 3:3, Джон Купер посадил своего звездного нападающего на лавку – за оставшееся до конца игры время он вышел на лед только в двух коротких сменах), мы предлагаем короткий урок истории. Он адресован не Джону Куперу и не Никите Кучерову. Он адресован журналистам, пытающимся раздуть из этого сенсационные заголовки и болельщикам, подхватившим вброшенные лозунги. Мы постараемся предельно кратко.
10 февраля 2018 года. Перед матчем Тампы и Лос-Анджелесом. Церемония вывода из обращения четвертого номера Винни Лекавалье. На трибуне – сам виновник торжества, произносит свою речь. В ней он благодарит бывшего тренера Молнии – Джона Тортореллу, называя его лучшим тренером, лучшим мотиватором в своей хоккейной карьере. Лекавалье называет Тортореллу человеком, который сделал его тем игроком, которым его все знают.
Отматываем кинохронику на 17 лет назад. 7 октября 2001 года. Едва Винни Леквалье входит в раздевалку команды, подписав новое четырехлетнее соглашение на сумму 10,2 миллиона долларов, перед матчем с Флоридой (первый матч сезона он пропустил из-за отсутствия контракта) Джон Торторелла сообщает ему, что он больше не является капитаном команды. В сезоне 2001-02 капитана у команды не было, а осенью 2002 года капитаном будет назначен Дэйв Андрейчук.
«Я не ожидал этого, – говорит Лекавалье журналистам после этой новости. – Я понимаю, что у нас в команде теперь есть группа ветеранов и они хотят, чтобы я разделил бремя лидерства с ними».
«Мы пытаемся немного ослабить давление на Винни, чтобы он больше думал об игре, а не о том, что происходит вокруг, – объяснил свое решение Джон Торторелла. – Когда эта нагрузка отойдет на второй план, это поможет стать ему гораздо лучшим лидером команды».
Это не конец истории, а только ее начало.
Декабрь 2001 года. Джон Торторелла ведет воспитательные меры за любую промашку своей главной звезды. Какие обрезы, приводящие к голу в свои ворота?! Лекавалье сажают на лавку даже за медленную скорость при возврате в обороне под занавес смены. Лекавалье играет то больше 20 минут за матч, то меньше 15.
После матча с Чикаго (поражение 0-2) 4 января 2002 года, где Лекавалье проводит на скамейке полностью вторую половину матча (начиная с 6-й минуты второго периода), и становится четвертым с конца нападающим по количеству игрового времени (меньше только у 4-го звена в составе Джимми Ольвестада, Брайана Холцингера и тафгая Горди Дуайера), на вопрос – что произошло, Лекавалье раздраженно отвечает: «Я не знаю, что сказать… Спросите тренера, что я делал не так?».
«Я всегда ему говорил, что он в любой момент может пойти пожаловаться к этому бывшему владельцу-идиоту, назвавшему его «хоккейным Джорданом». Это он создал антураж вокруг Лекавалье, теперь он на обложках журналов. Это тяжело для молодого игрока, он должен разобраться в себе и работать более усердно», – прокомментировал ситуацию Торторелла.
Лекавалье требует обмена в другую команды, не желая больше работать с Тортореллой.
Матч против Нью-Йорк Рэйнджерс 28 января 2002 года. Лекавалье забивает единственный гол в матче (победа 1-0 усилиями Хабибулина, отразившего 42 броска) и… Становится третьим с конца нападающим по игровому времени. Меньше на льду проводят только дебютант Никита Алексеев и тафгай Горди Дуайер, которого, в принципе в расчет можно вообще не принимать (2 минуты на льду, 5 – на скамейке штрафников).
Какие обрезы, приводящие к голу в свои ворота!? При Торторелле Лекавалье полировал лавку даже будучи автором единственной заброшенной шайбы своей команды.
История могла закончиться на этом, не уволь Уильям Дэвидсон генерального менеджера Рика Дадли. Новый ГМ Джей Фистер первым делом пригласил в свой кабинет Тортореллу и Лекавалье и нашел слова, чтобы заставить одного подчиняться требованиям тренера, а другого не «гнобить» игрока за малейшие провинности. Результат известен – Кубок Стэнли, Морис Ришар Трофи, первая в истории Тампы «сотня» набранных за сезон очков, титул самого ценного игрока Кубка Мира. Ну и любовь всего города и выведенный из обращения игровой номер.
И мы вновь возвращаемся в февраля 2018 года.
«Джон Торторелла всегда находил слова и способы, чтобы добиться от игрока того, чтобы он показал максимум и даже больше своих способностей и возможностей. Если бы не Джон Торторелла, я бы никогда не стал игроком, которым я стал». Венсан Лекавалье на церемонии вывода игрового номера из обращения.
Занавес.