Это уже какое-то дежа-вю. Или проклятие. Кому как нравится. 2016 год незадолго до старта плей-офф ногу ломает ведущий защитник команды [sc name=»player» pl=»anton-stralman» ]Антон Стролман[/sc]. Вслед за ним у капитана [sc name=»player» pl=»steven-stamkos» ]Стивена Стэмкоса[/sc] обнаруживают тромб в подключичной артерии — это не травма, но играть он не может. Команда доходит до Финала Восточной Конференции, где уступает Питтсбургу в семи матчах. Питтсбург выигрывает Кубок Стэнли. И Стролман и Стэмкос возвращаются на лёд только в Финале Конференции, причем Стэмкос — в последнем матче.
2014 год. Прямо перед стартом плей-офф травму получает [sc name=»player» pl=»ben-bishop» ]Бен Бишоп[/sc]. Заменивший его [sc name=»player» pl=»anders-lindback» ]Андерс Линдбак[/sc] настолько плох, что серию завершает [sc name=»player» pl=»kristers-gudlevskis» ]Кристерс Гудлевскис[/sc]. 0-4.
Бен Бишоп получает травму и в Финале Кубка Стэнли 2015. Вместе с лучшим игроком команды в том розыгрыше — [sc name=»player» pl=»tyler-johnson» ]Тайлером Джонсоном[/sc], сломавшим кисть. И во всё том же 2016 история повторяется — Бишоп снова получает травму по ходу Финала Востока. Правда на этот раз за его спиной уже [sc name=»player» pl=»andrei-vasilevskiy» ]Андрей Василевский[/sc]/
Наконец прошлый сезон. Лучший игрок обороны команды [sc name=»player» pl=»victor-hedman» ]Виктор Хедман [/sc] играет с травмой в первом раунде. Играет ужасно. Команда проигрывает Коламбусу 0-4.
И вот плей-офф 2020. Ситуация со Стивеном Стэмкосом, вновь не готовым начать плей-офф — это данность. Но на первых минутах встречи травму получает Виктор Хедман и уходит в раздевалку, едва не сломав ограждение на трибуне, несколько раз в сердцах врезав по нему клюшкой.
Чтобы понять, насколько Виктор Хедман важен для команды, даже не обязательно вспоминать прошлогодний плей-офф. Достаточно посмотреть на ход матча с Филадельфией. Сначала смотрим страницу информации о действиях самого Хедмана на льду в этом матче (если вдруг, кто-то не знал, то на сайте есть подобная страница о действиях каждого игрока Тампы в каждом матче).
4 смены. 2:28 игрового времени. За эти 4 смены у Тампы 4 попытки бросков в створ ворот (Corsi+), включая оба броска команды, которая она нанесла до травмы ведущего защитника. 2 попытки бросков в створ в исполнении Филадельфии (Corsi-). В том числе бросок [sc name=»player» pl=»nate-thompson» ]Нэйта Томпсона[/sc] в створ ворот, когда Виктор уже катился на одном коньке, держа поврежденную ногу надо льдом (9:11 игрового времени).
Теперь возвращаемся на страницу матча и смотрим график «Ход матча». Если он вам не говорит всё, о значимости Виктора Хедмана для команды, то я вам рекомендую обратиться к офтальмологу. Приведем его здесь в виде картинке (смотреть его всё же лучше непосредственно на странице протокола, поскольку он интерактивной и на линиях хода игры отражаются действия игроков обеих команд):
На данном графике Видно, что несмотря на то, что счёт на момент травмы Виктора был 0-1 в пользу Филадельфии, игра в целом протекала достаточно равно (синяя линия Молнии и красная линия Филадельфии идут практически параллельно друг другу). Оба соперника нанесли по 3 броска в створ ворот (и нужно не забывать, что [sc name=»player» pl=»nikita-kucherov» ]Никита Кучеров[/sc] в этом отрезке попал в перекладину, что не считается броском в створ ворот).
Временная точка травмы Виктора Хедмана отмечена на графике (чуть позже красной точки — гола Филадельфии). В этот момент линии хода игры просто сливаются. После этой точки красная линия (контроль игры Флайерс) взлетает вертикально вверх и нарастает до самого начала второго периода, когда Молнии с большим трудом, но всё-таки удалось отодвинуть игру от своих ворот и начать поднимать вврех собственную — синюю линию на этом графике. В третьем периоде, кстати, по приросту обоих линий видно, что игровым преимуществом в этот момент больше владела Молния (линия её хода игры растет значительно круче в этот отрезок, чем линия Флайерс).
На этом графике нагляднейшим образом видно, как повлияла травма Виктора Хедмана на команду — она просто рассыпалась на части. Возможно, я окажусь неправ, но на мой взгляд это даже не столько именно игровой коллапс по причине отсутствия ведущего игрока, сколько психологический — увидев, как системообразующий игрок уходит в раздевалку и в сердцах колотит клюшкой по ограждению, у его партнеров просто опустились руки.
Результат матча в этот момент стал даже не второстепенен. Его значимость откатилась куда-то на десятый план. Какая разница — играть с Монреалем или Торонто/Коламбусом, если придется это делать это без игрока, значимость которого для команды находится на втором месте после Василевского (а то и на первом, если учитывать, что Василевского путь и изредка, но всё-таки подменяет и вполне успешно [sc name=»player» pl=»curtis-mcelhinney» ]Кёртис Макэлинни[/sc]). Особенно учитывая, что это и без этого не так уж и важно, учитывая ситуацию, в которой команды оказались после пандемии.
Смотреть на результат и счёт матча в этой ситуации вообще не имеет никакого смысла. Когда Тампа сумела придти в себя после этого удара, счёт уже был 0-2. Да и, какая, собственно, разница? Второе место «посева», первое или четвертое? Игра в Торонто против команд, реальное состояние которых после пятимесячного простоя до сих пор не до конца понятно. А вот играть с Хедманом или без него это, две очень большие разницы.
Удивительно, что единственную шайбу в этом матче Тампа забила при игре в большинстве. Игра в большинстве команды практически полностью зависит от игры треугольника Кучеров-Хедман-Стэмкос. А тут место Стэмкоса занял [sc name=»player» pl=»brayden-point» ]Брэйден Пойнт[/sc], игрок великолепный, но не обладающий и долей того броска, которым славен капитан. Место Хедмана занял [sc name=»player» pl=»mikhail-sergachev» ]Михаил Сергачев[/sc]. Игрок опять же отличный. Но всё-таки не Хедман. Но большинство в конечном итоге реализовать удалось. И Пойнт даже в этом поучаствовал. Но не было ничего даже близко похожего на розыгрыш, когда все трое в строю.
Да, можно конечно, вспомнить мантру про преодоление. Про то, что нужно выстрадать. Я ее периодически употребляю. Имею такой грешок. Но может всё-таки обойдемся без этого? Если суждено, например, проиграть Коламбусу в первом раунде второй раз подряд, то сделать это так, чтобы даже намека на оправдания в виде травмы двух системообразующих игроков не было.
Поэтому, будем надеяться, что травма Виктора не настолько серьезная и он к старту полноценного плей-офф будет уже готов играть на том же уровне, что и обычно. А пока можно подвести итоги турнира за «посев», единственным значимым результатом которого стала травма Хедмана. Какой там будет «посев» с самого начала было не очень то и важно.