Попасть в первый же сезон в НХЛ в финал Кубка Стэнли – такое дано единицам. Молодой атакующий защитник из Челябинска Никита Нестеров оказался из их числа. Прошлым летом его «Тампа» проиграла «Чикаго», но он попробовал на вкус главные матчи заокеанской лиги, о чем иные большие мастера безрезультатно мечтают всю карьеру. В финальной серии он провел три матча, всего в плей-офф – 17. Совсем недурно для начала!
В этом сезоне Нестеров, которому в конце марта исполнилось 23, продолжил развиваться и с немалыми основаниями имеет право надеяться, что присоединится к своим одноклубникам Кучерову, Наместникову и Василевскому в окончательной заявке сборной России на Кубок мира-2016. А пока, вступая в свой второй в жизни плей-офф НХЛ, в беседе для «СЭ» рассказывает о своих перипетиях в «Тракторе» и АХЛ, о «русской «Тампе» и ее боссах – Стиве Айзермане и Джоне Купере, дружбе с Евгением Кузнецовым и общении с Олегом Знарком, уникальности Никиты Кучерова и перспективах Андрея Василевского.
НЕ СМОГ ДЕБЮТИРОВАТЬ В КХЛ,
ПОТОМУ ЧТО МАЙКИ НЕ ХВАТИЛО
– История о том, как вам не хватило домашнего свитера, чтобы сыграть первый матч за «Трактор» в КХЛ против «Амура» – правда или миф? – спрашиваю Нестерова.
– Правда. С утра меня вызвали, сказали, что играю, дебютирую в КХЛ. Приезжаю на стадион, готовлюсь к разминке. И тут выясняется – на меня майку не сшили, почему-то забыли. Поэтому должен идти работать в зал.
– Извинились хотя бы?
– Да. Поработал в зале, потом смотрел игру на трибуне. Отреагировал спокойно – я же молодой был. Что сказали – то и сделал.
– В КХЛ вы дебютировали при Валерии Белоусове. По словам Валерия Ничушкина, для него этот тренер сыграл колоссальную роль. А для вас?
– Он дал мне шанс. Особо много я в «Тракторе» не играл, в основном одевался восьмым защитником. Тем не менее все-таки был в КХЛ, при команде, и много чему у Валерия Константиновича научился. Но не всему. Многому меня научили еще до того, в детстве.
– Он-то как отреагировал на то, что вы против «Амура» без свитера остались?
– Если честно, по-моему, он даже этого и не заметил (улыбается).
В «ТАМПЕ» НЕ ДУРАКИ СИДЯТ,
ЧТОБЫ НАС С КУЧЕРОВЫМ ПЕРЕПУТАТЬ!
– Была еще загадочная история, когда летом 2010 года вы говорили в интервью, что собираетесь в канадскую юниорскую лигу – и вдруг подписали контракт с «Трактором». Как так вышло?
(Смеется) – Позвонил агент, предложил поехать в Канаду. Я на эмоциях сначала согласился, ни с кем не посоветовался. Даже с родителями. Потом сам же «Трактор» меня, своего воспитанника, и задрафтовал. Тут же меня вызвали в клуб и предложили хорошие условия. Тут уже посоветовался с родителями и решил остаться дома.
– Не жалеете?
– Нет. Приобрел какой-то опыт, поиграл со старшими ребятами, попал в КХЛ. Потом приехал сюда, и мне это помогло в АХЛ. Думаю, все сделал правильно. Все, что ни делается, – к лучшему.
– Но разве не поэтому вас выбрали лишь в пятом раунде драфта НХЛ?
– Да, говорят, что в таком позднем раунде задрафтовали из-за того, что не приехал тогда в Северную Америку. Но не обращаю на это внимания. Потому что тот же Павел Дацюк вообще последним на драфте ушел («Детройт» задрафтовал его в 6-м раунде под 171 номером, тогда как «Тампа» Нестерова – в 5-м под 148-м. – Прим. И.Р.).
Конечно, на первое время это имеет значение, но и только. Все равно, в каком бы раунде тебя ни выбрали, нужно доказывать, пробиваться, чтобы заиграть в НХЛ. Не думаю, что мне из более ранних раундов было бы легче попасть туда, потому что все равно пришлось бы пройти через АХЛ. Там другая игра, и почти всех туда отправляют, чтобы привыкнуть к площадкам и выучить язык, начать понимать ребят, тренера. В НХЛ на это времени совсем нет. Там надо выходить и давать результат, а как это сделать, если не понимаешь, о чем речь?
– Бытует легенда, что Стив Айзерман изначально хотел выбрать вас во втором раунде, но… перепутал с Кучеровым, поскольку тот тоже Никита. Даже в Википедии об этом написано. Миф?
– Я про эту легенду не слышал. Думаю, если бы это было правдой – знал бы об этом. Там же не дураки сидят! Фамилии разные, и все очевидно. Не могли нас перепутать.
КУПЕР ХОЧЕТ, ЧТОБЫ МЫ В РАЗДЕВАЛКЕ ГОВОРИЛИ ПО-АНГЛИЙСКИ. НО И ПО-РУССКИ РАЗРЕШАЕТ
– В чем секрет фарм-клуба «Тампы» «Сиракьюз», что за последние годы так много хоккеистов из него пробились в первую команду – а у других дочерних команд таких цифр и близко нет?
– Даже не знаю. Там ставят в первую очередь физическую борьбу, чтобы ты не проигрывал у бортов. В АХЛ – вязкий хоккей, и девиз – бороться, бороться и еще раз бороться, бежать и толкаться. И на самом деле это очень помогает освоиться, потому что там, на мой взгляд, играть чуть сложнее, чем в НХЛ. Потому что здесь хоккеисты в игровом смысле умнее, силовых приемов не так много.
– Вас выбирали для участия в Матче звезд АХЛ. Вы туда поехали?
– Нет. Когда меня туда выбрали, я уже был в НХЛ. В «Тампе» мне дали возможность самому решить – ехать или нет. Нам дали пять дней отдыха, и я остался в Тампе отдохнуть, чтобы не мотаться туда-сюда и сохранить силы для НХЛ.
– Наместников, имевший опыт игры в Северной Америке, сильно помогал вам, когда вы только приехали в АХЛ?
– Кучеров тоже играл в юниорских лигах, так что они оба мне помогали. Еще в фарм-клубе были Артем Сергеев и Дмитрий Коробов. Сразу пять русскоговорящих. В такой компании есть опасность не выучить язык – ребята мне переводили все, в том числе распоряжения тренера. Когда их подняли – с точки зрения английского стало полегче, потому что я остался один и начал быстрее учить язык.
– А в «Тампе» обилие россиян языковому прогрессу не мешает?
– Может, и да. Зато нам весело в раздевалке! На выездах вместе ходим ужинать, а в Тампе все проводят время со своими семьями.
– Главный тренер «Вашингтона» Барри Тротц рассказывал, что разрешает колонии из четырех россиян в «Кэпиталз» говорить в раздевалке по-русски. А как насчет главного тренера «Тампы» Джона Купера?
– Конечно, разрешает. Да, он хочет, чтобы мы говорили по-английски, чтобы все понимали, о чем мы говорим. Но почти всегда все-таки говорим на русском. Родной язык как-никак! Так что особого значения этому не придаем.
ДУМАЮ, СКОРО ВАСИЛЕВСКИЙ «СЪЕСТ» БИШОПА
– Помните первый вызов из фарм-клуба в «Лайтнинг»?
– Как не помнить, если он последовал 31 декабря 2014 года?! Причем в России уже был Новый год. У нас должна была быть игра в АХЛ, я на нее пришел – и тут тренер меня вызвал и сказал, что поднимают в «Тампу». Я тут же позвонил родителям, рассказал – они так обрадовались! Меня подобрала машина в Сиракьюз и отвезла в Баффало, что неподалеку. Выяснилось, что один из защитников получил травму, и я играю.
– На этот раз майку пошили?
(Смеется) – Да, эта игра стала для меня первой в НХЛ, и я сыграл ее хорошо. Не так много минут, но и ошибок немного. А первый гол забил через какое-то время в Лос-Анджелесе. Шайба у меня. Других в коллекции пока нет.
– В прошлом сезоне в «Тампе» играл Евгений Набоков – и вдруг резко решил закончить карьеру. Стало ли это неожиданностью?
– Набоков – лучший! Очень во многом помог, подсказал. Он как играющий тренер был. У него столько опыта за плечами! Не думал, что Женя так быстро закончит, но его тоже понять можно. Спустили в АХЛ – и для него, думаю, это стало шоком. Когда были в этом сезоне в Сан-Хосе, ходили на ужин с ним. Работает в системе «Шаркс» тренером вратарей, ему нравится.
– Многому он успел научить Василевского?
– Это надо Васю спрашивать. Про вратарей я ничего не знаю, что они там делают (смеется).
– Для защитников в «Тампе» есть разница, Бишоп в воротах или Василевский? Нет ли нервозности, когда молодой вратарь выходит?
– Не знаю, как у остальных, а у меня – точно нет. Я в Васе уверен, он играет хорошо, а кроме того, выходит из ворот и дает отличные пасы.
– Сложно Василевскому будет пробиться на роль первого вратаря при таком мастере, как Бишоп?
– Конечно, сложно. Но Васе нужно играть. Думаю, скоро он его «съест».
– Вы трижды в своей карьере доходили до финалов – и МЧМ, и Кубка Гагарина, и Кубка Стэнли. И трижды проиграли. Какое поражение стало наиболее болезненным?
– На молодежном чемпионате мира. Потому что это был первый мой финал. В двух остальных случаях, конечно, тоже расстроился – но это хоккей. В последнем матче финала Кубка Стэнли с «Чикаго» меня не поставили. Так что разочарование было двойным.
– Но полную причастность к этому финалу чувствовали?
– В финале отыграл три матча, за весь Кубок – 17 игр. В финале играли то в семь защитников, то в шесть – от этого и зависело, выхожу на лед или нет.
УЧИЛСЯ У ГОНЧАРА, ВОЙНОВА И МНОГИХ ДРУГИХ.
НО КУМИРА НЕ БЫЛО
– Вдохновляет ли пример Дмитрия Орлова, который в «Вашингтоне» тоже начинал сезон в третьей паре защитников, но затем совершил впечатляющий рывок, выбил себе приличное игровое время и проводит весьма результативный сезон?
– Конечно. Дима – молодец! Вернулся после травмы, из-за которой пропустил целый сезон, – и хорошо играет, много очков набирает. Рад за него.
– Двукратный обладатель Кубка Стэнли Вячеслав Войнов – тоже челябинец и атакующий защитник. На него в детстве не равнялись?
– Да, он на три года старше, и, конечно, я на него смотрел. Более того, тренер Войнова меня один год потом тренировал. Но мы все-таки играем в чуть-чуть разный хоккей. Следил и за Сергеем Гончаром, и за многими ребятами из КХЛ. С какого-то момента тренеры уже стали сознательно требовать, чтобы я подключался к атакам и создавал моменты. А какого-то одного кумира не было – за всеми наблюдал и делал выводы.
– Гончар тоже из Челябинска. Энхаэловцев из вашего города, бывших и нынешних, – море. Дружите с ними? Знакомы ли с Быковым, Макаровым?
– С Гончаром, который гораздо старше, меня познакомил Евгений Набоков, когда играл за «Тампу». Пару минут пообщались. Старших знаю мало, но общаюсь со всеми молодыми. Поддерживаю связь с Кузей (Евгением Кузнецовым. – Прим. И.Р.), Валерой Ничушкиным.
У нас каждый год по одному-два человека на приличный уровень выходит, и буду только рад, если ребят из Челябинска в НХЛ будет становиться еще больше. Давно не общались с Максимом Шалуновым, с которым вместе занимались в «Тракторе-93». В фарм-клубе «Чикаго» у него что-то не получилось, но очень рад, что он здорово заиграл в «Сибири». Захочет – вернется сюда, это его выбор. Желаю ему попасть на чемпионат мира в России и продолжить прогрессировать дальше.
– Как вы объясняете, что в Челябинске разбазарили массу своих воспитанников? Причем уехали не только в НХЛ, но и в другие клубы КХЛ – Шалунов, Шумаков, Карпов, Бурдасов, Дугин. И того же Ничушкина перед отъездом в «Даллас» обменяли в «Динамо».
– Меня это не удивляет. Хоккей – это бизнес. Там решают свои вопросы. Игроки тут ни при чем, они не должны туда лезть, наше дело – играть. Куда обменяли, там и играют. Конечно, было бы очень здорово, если бы все наши воспитанники играли в «Тракторе». Но так, к сожалению, не бывает.
– Далеки от внутричелябинских разборок?
– Далек. Играл там, когда было предыдущее руководство – Кречин, Цыбук, и мне все очень нравилось. Приезжал, летом разговаривал с Сергеем Гомоляко, он поздравил меня со свадьбой.
– На МЧМ-2012 Кузнецов как старший товарищ помогал? Земляк уже был к тому времени чемпионом мира среди молодежных сборных-2011.
– Он приехал туда однозначным лидером и феерил весь турнир. Жаль, чуть-чуть нам не хватило, чтобы взять золото. Кузя был капитаном, набрал кучу очков, стал MVP чемпионата и не только меня – всех здорово поддерживал.
– Обидно было после феерических 6:5 у Канады в полуфинале проиграть 0:1 шведам в решающем матче?
– Сколько я на чемпионатах мира ни играл – юниорских, молодежных – почему-то все время так складывалось, что проигрывал в полуфиналах или финалах именно шведам.
ЗНАРОК НИЧЕГО НЕ ОБЕЩАЛ
– Ваш персональный шведский рок мечтаете на Кубке мира переломить?
– Если попаду – конечно! Да и вообще хотелось бы выиграть такой турнир. Это было бы суперпочетно.
– Думаете, есть шансы на золото? Турнир-то в Северной Америке, и сборная наша после Солт-Лейк-Сити-2002 на топ-соревнованиях даже в тройку ни разу не попадала.
– Мне кажется, все команды претендуют на первое место – в том числе и сборная молодых хоккеистов Северной Америки. Составы очень сильные, будет интересно.
– Надеялись, что попадете в список первых 16-ти сборной России – или особой веры в это не было?
– Конечно, хотелось попасть в первые 16. Но особо об этом не думал, потому что у нас идет сезон, и мысли были только о попадании в плей-офф. А вот уже когда все закончится, очень обрадуюсь, если попаду на Кубок мира.
– Не завидуете своим одноклубникам Кучерову, Наместникову и Василевскому, которые уже в составе?
– А чего завидовать? Надо работать, доказывать. Если их позвали – значит, они доказали, что готовы. Пока назвали всего трех защитников, так что шансы у меня есть.
– Как поговорили с Олегом Знарком? Были ли до этого знакомы?
– Не были. Нас пригласили на ужин, познакомились, поговорили о Кубке мира и многом другом. Никаких гарантий и обещаний не было. Работать, доказывать – и все придет.
– Сейчас обсуждаются идеальные сочетания звеньев на Кубке мира. Как партнер Кучерова по клубу, как думаете, мог бы он, не только забивающий и отдающий, но и отрабатывающий по всей площадке, стать отличным дополнением в звено к Кузнецову и Овечкину, немного их разгрузить от оборонительной работы?
– Не знаю, кто бы из них сзади отрабатывал – защитники, наверное (смеется). Я вот не знаю стиль Кучерова. Потому что он его все время меняет. Делает то одно, то другое. В какой-то момент ловишь себя на ощущении, что вообще не знаешь этого игрока. Потому что он может сделать с тобой что угодно. Подпустить под коньки, затормозить, объехать, бросить из-под тебя… Он очень умно играет и быстро принимает решения.
– С Кучеровым и Василевским сдружились еще в молодежке или уже в «Тампе»?
– Уже в молодежке общались хорошо, а с Кучеровым на МЧМ-2012 жили в одном номере.
– Еще один Никита из вашей молодежки, Гусев из СКА, тоже задрафтован «Тампой». Не в курсе ли, когда собирается за океан, чтобы Никит в «Лайтнинг» стало сразу трое?
– Нет, с Гусем не контакт не поддерживаем, с ним Кучеров общается. Собирается или нет – не знаю, но если приедет, будет очень здорово.
КУЧЕРОВ – ПРИМЕР ДЛЯ РУССКИХ В «ТАМПЕ»
– Кучеров – пример для остальных россиян в «Лайтнинг»? Все-таки в стабильные лидеры, почти звезды, выбился пока лишь он.
– Да, можно сказать, что он – пример. Много забивает, стабильно очки набирает. Причем в любом звене. В прошлом сезоне вовсю забивали с Джонсоном и Палатом, в этом что-то у них не пошло. Тренер поменял звенья, и сейчас все опять хорошо.
– Почему Кучеров пока находится на пару шагов впереди своих соотечественников-одноклубников?
– Ему тренер доверяет больше. Дает ему играть в большинстве. Кучеров с первого же года заиграл, воспользовался шансом. Намес (Владислав Наместников. – Прим. И.Р.) был задрафтован в первом раунде, но шанс получил только на второй год. И то – поднимали, спускали… Третий – то же самое. И только сейчас, на четвертый, дали человеку игровое время – и он хорошо играет, показывает результат. Думаю, все зависит от доверия.
– Если вновь вспоминать о Кубке мира, для Наместникова самое оптимальное место – центр?
– Ему без разницы, где играть. Хоть в защите.
– Кроме российских одноклубников, с кем-то из местных плотно общаетесь?
– Нет. Всей командой в раздевалке общаемся, а дома я свободное время, как уже говорил, в основном в семье провожу. Когда график игр – через день, особо неохота куда-то идти. Хочется с любимой побыть.
Когда встречаемся с русскими ребятами из других клубов, стараемся пообщаться. С Наилем Якуповым дружим. В Тампе поужинать не получилось, потому что у них было две игры подряд. А вот в Эдмонтоне – удалось. Еще одна история о том, как тренер человеку не доверяет и не дает игровое время.
– Можно было бы его на вашего бунтаря Друэна поменять – и российская «банда» в «Тампе» стала бы еще больше.
– Почему бы и нет? Может, и раскрылся бы у нас, стал бы играть лучше.
– Главные звезды «Тампы» – Стэмкос, Бишоп – сверху вниз на молодых не смотрят?
– Нет, хорошие ребята. Лидеры команды, помогают, подсказывают.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В КХЛ ПОКА НЕ РАССМАТРИВАЮ
– Стив Айзерман действительно так россиян любит? Про звездный «Детройт» и Русскую пятерку что-нибудь вам рассказывает?
– Не знаю, любит или нет, не спрашивал. Но если задрафтовал так много русских, наверное, это о чем-то говорит. Про Русскую пятерку ничего не рассказывал, мы его мало видим. Он занят работой. Конечно, появляется на тренировках и в раздевалке, но сказать, что мы особо много с ним общаемся, нельзя.
– А верно ли утверждать, что ваш главный тренер Джон Купер любит российский хоккейный стиль и в своей работе его использует?
– Нет. Стиль у Купера канадский. Вбрасывать, бежать, бороться, бросать отовсюду. Вот это сейчас – наш, тамповский хоккей. А хочется где-то шайбу подержать, вернуться назад, раскатиться… Но нам этого не разрешают. Перестроились, конечно, давно, все время играем по этой системе. Но стиль – не русский.
– А как Купер лично к вам относится?
– Не знаю. У меня есть тренер по защитникам, который указывает мне на ошибки и дает игровое задание. С главным такого общения нет. Жестким Купера назвать не могу. Иногда, когда плохо играем, может, конечно, вспылить и накричать. Но чтобы по раздевалке что-то летало, или чтобы мы пугались от одного его появления – такого нет. Все спокойно, тактично.
– Насколько вы удовлетворены своим нынешним положением в команде и игровым временем?
– В принципе доволен. Играю от 12 до 18 минут – в зависимости от того, как игра складывается. Хотелось бы, конечно, чуть больше доверия, чтобы в меньшинстве выпускали. Но раз этого не происходит – значит, еще не дорос, молодой. Надо играть, работать, терпеть. Придет время – буду играть. Все хорошо.
– Когда молодой игрок попадает в финал Кубка Стэнли, он зачастую думает, что такое в его жизни будет регулярно. А потом оказывается, что раз за карьеру. Понимаете, что с вами может произойти именно так?
– Понимаю. Жизнь – такая штука, что в ней ничего загадывать нельзя. Буду стараться, играть и делать все, чтобы дойти до финала вновь. И выиграть его.
– Летом у вас заканчивается контракт. Будете ли готовы подписать двусторонний, если клуб предложит? Именно так прошлым летом сделал Наместников, уже будучи игроком основного состава.
– По контракту все – к агенту (Гари Гринстину. – Прим. И.Р.). Я туда не лезу. Все варианты будем обсуждать уже летом, когда отдохну. Лично мне пока никто ничего не предлагал. Сейчас на это не отвлекаюсь, потому что заканчивается регулярный чемпионат, а потом стартует плей-офф. Конечно, хотелось бы односторонний, но не знаю, как сложится ситуация.
– КХЛ еще много лет для вас не будет актуальна?
– В данный момент хотел бы остаться в НХЛ. Возвращение в КХЛ пока не рассматриваю.
Источник: Спорт-Экспресс.